Жизнеописание свщмч. Ермогена

Жизнеописание священномученика  Ермогена, Патриарха Московского и всея Руси
Патриарх Ермоген
Большинство историков называют жизнь святителя Ермогена подвигом, суть которого становится понятной по мере ознакомления с его биографией, духом того времени, современниками, повлиявшими на судьбу святителя.

Священномученик Ермоген (в миру Ермолай) родился, предположительно, в 1530 году. Известно, что в возрасте около пятидесяти лет он был священником в городе Казани при храме во имя святителя Николая Гостинного.

Первые упоминания святителя Ермогена в летописях связаны с обретением чудотворной Казанской иконы Божией Матери, свершившимся в 1579 году.
Духовными наставниками будущего святителя были святые подвижники Гурий и Герман Казанские, Варсанофий Тверской. О каждом Казанском святом можно рассказать много поучительного. Они своим примером направили иерея Ермолая на путь преодоления розни мира сего через единство Божией благодати в Русском народе. Святитель Ермоген сумел воспринять у своих святых руководителей многое из того, что позволило впоследствии ему удостоиться подвига священномученичества.
Святители Варсонофий, Герман, Гурий и НикандрСвятитель Ермоген и его наставники жили в переломный момент русской истории. Описывая это время, митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Иоанн (Снычев), говорил: «Середина 16 века стала эпохой величайшего церковно-государственного торжества на Руси. Были собраны воедино и исконно русские земли, присоединены Казанское и Астраханское царства, открыт путь на восток – в Сибирь и Среднюю Азию… Вся русская жизнь происходила под знаком благоговейной церковности и внутренней религиозной сосредоточенности…».

В 1579 году, как упоминалось ранее, священник Ермолай участвовал в обретении иконы Казанской Божией Матери, явившейся во сне отроковице Матроне Онучиной. Она указала место нахождения чудотворного образа. Будущий святитель извлек святыню из земли и, высоко подняв над головой, показал ее окружающим. В сопровождении крестного хода чудотворная икона была торжественно перенесена в Никольскую церковь.

Êàçàíñêàÿ Áîæüÿ ÌàòåðüЧерез восемь лет после чудесного обретения Казанской иконы Божией Матери иерей Ермолай принял монашество с наречением имени Ермоген (Гермоген). Через год монах Ермоген был возведен в сан игумена, вскоре и архимандрита Спасо-Преображенского монастыря.

Будущий святитель активно участвовал в церковных соборах наряду с другими влиятельными иерархами и за шесть лет поднялся до сана митрополита. Еще будучи архимандритом, в 1589 году, он участвовал в избрании первого русского патриарха Иова.

Патриарх ИовВ этом же году святитель Ермоген был возведен на Казанскую митрополию, где положил много трудов в миссионерской деятельности среди мусульман и язычников.
Святитель был известен глубоким знанием Священного Писания и истории Церкви, проповеди его были содержательны и убедительны.
В 1594 году митрополит Ермоген составил службу Пресвятой Богородице в честь иконы Ее Казанской.

В 1595 году при непосредственном участии митрополита Ермогена были обретены и открыты мощи казанских святых чудотворцев: святителя Гурия, первого архиепископа Казанского, и Варсонофия, епископа Тверского, жития которых он впоследствии составил сам.

Тяжелый крест был возложен на рамена святителя Ермогена в трагическое и героическое Смутное время государства Российского, которое началось с появлением в Польше Лжедмитрия (в действительности Григорий Отрепьев), якобы чудесным образом выжившего сына Ивана Грозного. Он переманил на свою сторону значительную часть русского населения. События развивались стремительно.
Лжедмитрий IВ 1605 г. Лжедмитрия I поддержали воеводы, а затем и Москва.
Патриарх Иов предал анафеме самозванца и поддерживающих его изменников. Во время Литургии в Успенском соборе вооруженная толпа начала оскорблять первосвятителя, избивать, срывать облачение. Его увезли в Успенский Старицкий монастырь, где два года он провел в непрерывной молитве.

 

В 1606 году в Москве началось народное восстание против иноземцов и иноверцов. В это время митрополит Ермоген пребывал в заточении в Казани.
После разоблачения Лжедмитрия I царем единогласно был избран Василий Шуйский. 3 июля 1606 года в Москве Церковным Собором митрополит Казанский Ермоген был поставлен Патриархом Московским и всея России.

На подвиг Первостоятельства своего преемника благословил первый русский Патриарх Иов, высланный самозванцем из Москвы в Старицкий монастырь.
Смутное время продолжалось. Патриарх Ермоген призывал паству не участвовать в делах тьмы, а повсеместно устанавливать закон и порядок.

Патриарх Ермоген упорно противостоял врагам Православия и Отечества, последовательно обличая ересь католичества.

Москвичи помимо своей воли, подчас по неведению, были втянуты в эту преступную авантюру, изменили наследнику царя Бориса Годунова – царю Федору Борисовичу, что привело к его гибели и воцарению самозванца-еретика.
Совесть народная взывала к покаянию. Святитель решил подготовить небывалый обряд покаяния москвичей. Совместно с царем Василием было решено обратиться к Патриарху Иову, чтобы он принял покаяние, простил и разрешил всех православных христиан за нарушения ими крестного целования и измены.
В Успенском Соборе Московского Кремля при стеченииПокаяние народа большого количества народа все присутствующие с плачем и покаянными возгласами обратились к Патриарху Иову, прося у него прощения, и подали ему челобитную, где были подробно перечислены клятвопреступления и измены, далее следовала молитва, чтобы Бог помиловал виновных и простил указанные согрешения.

 

Святитель Иов напутствовал собравшихся твердо стоять в правде Божией и не поддаваться соблазнам мира сего.

В то время страна полнилась противоречивыми слухами, частными мнениями, откровенными вымыслами. Слово святителя через письма и грамоты о действительно происходящем в столице и стране оказывало сильное воздействие на русский народ, воодушевляло очень много честных людей на защиту Православной веры и Отечества.
В 1607 году объявился второй Лжедмитрий. В январе 1608 г. его войско направилось к Москве. К июню Лжедмитрий II вошел в подмосковное село Тушино, где и обосновался.
Лжедмитрий IIСвятитель Ермоген последовательно предпринимал все возможное для спасения народа и державы. Действовал он средствами духовными, административными, дипломатическими: совершал ежедневный личный молитвенный подвиг, назначал по храмам всенародные моления о даровании победы над изменниками, мятежниками, оккупантами, предавал анафеме главных врагов Отечества, поддерживал честных сподвижников царя. Лжедмитрий II был еще хуже своего самозваного предшественника. По свидетельству современников, это был «человек без веры и без совести, чудовище, составленное из преступлений», хотя внешне и рядился в одежды христианина.

С пришествием второго самозванца в Московском государстве почти два года существовали два центра силы: помимо законных, были еще самопровозглашенные «царь» и «патриарх», две столицы: Москва и лагерь в Тушине. Духовный подъем русского народа в 16 веке вызвал реакцию сил тьмы в виде Смуты. В течение жизни святителя Ермогена православие в Московском царстве существенно укрепилось, произошло упорядочение внутрицерковной жизни, оформилась самостоятельная Русская Поместная Церковь.
Происки еретиков, упорные попытки католиков навязать Русскому Царству унию видимого успеха не имели. Каноническая территория Русской Православной церкви за время жизни святителя увеличилась почти вдвое, повсеместно строились храмы и монастыри, новые крепости и города.
С. Иванов. Лагерь Лжедмитрия II в Тушино

В смуту многие святые обители подверглись разорению, а насельники  приняли мученическую смерть.  Жертвами тушинских  разбойников стали  тысячи православных священников и монахов.
Святитель Ермоген оказался в эпицентре не только духовного, молитвенного подвига,  но и в гуще политических баталий.  Все это делало Патриарха  вождем всего  народа,  а его послания —  голосом совести русских людей всех званий и сословий.

Патриарх Ермогена  всей своей деятельностью подтвердил очередную истину,  что Бог  не в силе,  а в правде.

Вскоре король Сигизмунд III  начал открытую военную интервенцию в Московское царство.  В 1609 году в тушинский лагерь прибыла посольство от короля Сигизмунда с целью  склонить поляков, служивших Лжедмитрию,  отойти от него и поддержать короля. Лжедмитрий  сбежал из своей столицы в Калугу.
Король Сигизмунд

В Москве  созрел очередной заговор.  В 1610 году в результате государственного переворота царь Василий Шуйский  был сведен с престола.  На следующий день царь и царица были насильно пострижены в монашество. Патриарх Ермоген  выступал категорически против государственного переворота и объявил постриг царя недействительным,  продолжая поминать при богослужении  государя Василия Шуйского  как монарха,  а не как монаха.
В России наступило междуцарствие – Семибоярщина (совет из 7-и бояр). Боярская дума пошла на сделку с польскими интервентами и 17 августа 1610 года Москва присягнула польскому королю Владиславу. В конце 1610 года был убит Лжедмитрий II, но борьба за престол на этом не окончилась.

Теперь для русских людей основную опасность представляли иноземцы:  поляки,  литовцы,  шведы, немцы.

В это время патриарха Ермогена  особенно часто стали именовать «твердым адамантом  Земли  Русской», «крепким и непоколебимым столпом»,  каким он навсегда остался в памяти своей паствы. Святитель выступил против оккупантов и, не убоявшись ни страданий,  ни голодной смерти  в подземной темнице.

 

Первое земское ополчениеПатриарх Ермоген  открыто призвал соотечественников вооруженному сопротивлению замыслам  Сигизмунда и стал рассылать по городам грамоты,  призывая русских людей,  не теряя времени,  зимнему пути идти освобождать Москву.
Поднималась великая сила простого русского народа,  верного Православию  и национальным традициям.
Святителя Ермогена  заточили в темнице Чудова монастыря, приставив многочисленную охрану. Из узилища святитель Ермоген  обратился с последним воззванием к русскому народу,  в котором призывал крепко стоять в вере.

17 февраля 1612 года святитель Ермоген  скончался от голода и жажды подземелье монастырского храма Чуда  Архангела  Михаила.

 

А. Новоскольцев. Смерть Патриарха ЕрмогенаСтаринное предание повествует о том,  что в келье,  где голодной смертью почил патриарх-узник,  на каменном полу в темноте пустили ростки те самые зерна овса,  которые поляки бросали святителю в качестве пищи.
В августе 1612 г. ополчение Козьмы Минина и Дмитрия Пожарского дошло до Москвы. И уже 27 октября польский гарнизон сдался. Москва была освобождена. Смутное время закончилось.
Святые мощи патриарха Ермогена  после его смерти были погребены в Чудовом монастыре.

Через 40 лет в 1652 году раку вскрыли  и открылись нетленные святые мощи священномученика Ермогена.

В 1654 году святые мощи святителя были перенесены в Успенский  собор Московского  Кремля.

Место погребения Патриарха Ермогена в Успенском соборе. Фото 1913 годаВ 1913 году Русская Православная Церковь прославила Патриарха Ермогена в лике святых. Его память 12(25) мая и 17 февраля(1 марта).
По молитвам священномученика непрестанно происходили чудеса и исцеления: один больной пришел в Успенский собор на костылях, но, приложившись к раке с мощами, исцелился. Чудо произошло и с другим расслабленным. Его принесли на полотенце к раке священномученика, и больной получил полное исцеление.

Ныне честные мощи Святейшего Патриарха Ермогена находятся в Успенском соборе Московского Кремля. И всем, с верою и любовию приходящим к раке мощей святого угодника Божия, и по ныне подаются благодатные исцеления.

Святый священномучениче Ермогене, моли Бога о нас!

Тропарь, глас 4
Приспе день светлаго торжества,/ град Москва радуется,/ и с ним Русь Православная ликовствует/ песньми и пеньми духовными:/ днесь бо священное торжество/ в явлении честных и многоцелебных мощей/ святителя и чудотворца Ермогена,/ якоже солнце незаходимое, возсия светозарными лучами,/ разгоняя тьму искушений же и бед/ от вопиющих верно:// спасай нас, яко предстатель наш, великий Ермогене.

Кондак, глас 6
Темницею и гладом изнуряем,/ даже до смерти верен пребыл еси,/ блаженне Ермогене,/ малодушие от сердец людей твоих отгоняя/ и на общий подвиг вся призывая./ Темже и нечестивых мятеж низложил еси/ и страну нашу утвердил еси,/ да вси зовем ти:// радуйся, заступниче Российския земли.
Составлено по материалам книги «Подвиг Патриарха Ермогена. Жизнеописание. Акафист». Издательство Братство св. Ермогена, Патриарха Московского и всея Руси, 2013.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *